02.09.2020
Дорога Киселёва с семьей в Туапсе с Петербурга занимала удивительный маршрут. Чтобы добраться, нужно было преодолеть путь на поезде с Санкт-Петербурга до Москвы, в Москве пересаживаться на поезд до Ростова, минуя Лиски, Воронеж, Ряжск, Козлов, Тихорецкую. Купе было двухместное. Утром подавали кофе, также был обед из икры, котлет, пирожков (сведения из личных дневников художника).
Прибывали в Ростов-на-Дону, оттуда на бричке добирались до Новороссийска. Там останавливались во французской гостинице, позже в гостинице Морозова. В зависимости от погоды на море, отправлялись на пароходе до Туапсе. Если море было неспокойное, то пережидали в гостинице. Пароходы курсировали постоянно. Однажды в июне 1906 года произошла забастовка пароходства, но продлилась она не долго.
Суда ходили разные. Среди них, на которых А.А.Киселёв добирался до Туапсе были: «Константин», «Пушкин», «Цесаревна», «Ф.О.Порох», «Николай», «Алексей», «Россия» российского общества, «Ксения», «Принцесса Евгения Ольденбургская», «Святогор», «Мария», «Черномор», «Вампоа».
В Туапсе к 1911 году порт построен ещё не был, и суда становились на рейд, к ним подплывали турецкие фелюги и забирали пассажиров с багажом (личные вещи, мебель, животные). Путь судов продолжался 6 часов. Обычно из Новороссийска выходили в 16:00 ил 21:00 и добирались в 2, 3, а то и в 4 часа утра. С Туапсе выходили в 2, 4, 6 или 7 часа утра и в Новороссийск прибывали в 6, 8, 11 или 14 часов. В зависимости от погоды на море.
В 1903 году была проложена дорога от Новороссийска до Туапсе. Но пароходы также курсировали. В 1906 году была проложена железная дорога от Ростова до Новороссийска, и теперь можно было прямым поездом идти до Москвы или Санкт-Петербурга. Помимо обычных поездов, курсировали скорые поезда и почтовые. Вскоре, в 1908 году будет начато строительства Армавир - Туапсинского направления железной дороги и завершится оно в 1915 году, уже после смерти художника.
#музейкиселева
#история
#культуратуапсе
Читайте новости Туапсе в нашем канале Telegram